Главная Мотосалоны и мотосервисы Каталог мотосалонов и мотосервисов Ремзона Каталог мотоциклов Мото-игры Мото-мануалы Форум

Литровая акула


Началось все после того, как был изготовлен мотоцикл «Июньский Жук» на базе ижевского двигателя «Юпитер» объёмом 500 куб. см, а точнее, после того, как им было завоевано три призовых места на различных выставках. Это произошло лет пять назад. И если получилось построить призовой мотоцикл вокруг ижевского эксклюзива, то почему бы не попытаться сделать тоже вокруг ирбитского?
В Ирбите бываю, минимум, раза три в год, поэтому информации о заводе и его продукции (серийной и не очень) всегда име਍ется предостаточно. Там неоднократно удалось посетить и мотоциклетный музей. Вот тогда я и понял, что сердцем нового проекта должен стать легендарный литровый (1000 куб. см) двигатель ирбитского завода. Его внешний вид сразу сразил меня наповал. Но больше всего поразил рассказ замечательного человека, ныне директора музея Александра Буланова, про то, что этот двигатель проектировали для того, чтобы мотоцикл проезжал без ремонта не менее 100000 (Ста тысяч) км. Но, как водилось раньше, если нужно переналаживать большую часть производства для новой продукции, то её рубили сразу и на корню. В этом моторе было всё другое: цапфы коленвала изготавливались воедино с пальцами; привод газораспределения был цепным; на привычном для обычного уральского мотора месте генератора установлен стартер; генератор был повешен на коленвал; однодисковое сцепление; масляный насос увеличенного объема; масляный радиатор; пятиступенчатая коробка передач с задним ходом; и многое другое. Всё это требовало не переналадки производства, а постройки нового. Все эти нюансы двигателя и заставили заняться поисками.

По рассказам их было выпущено около десятка или типа того, а это – 25 лет тому назад. Пойди – найди! Существовали 750-кубовые версии, но они меня не интересовали. В итоге, за год поисков: три – в виде экспонатов музея, один – там же, но установлен на мотоцикле (в дальнейшем они будут взяты для установки на мотоцикл с коляской, который делали минские мастера из «Wolf Engineering»); и ещё один – на мотоцикле, оставшемся у вдовы одного из испытателей. Мотоциклы те, что стояли в музее отпада഻Њи сразу. Мотоцикл «вдовы» прошел к тому моменту около 80000 км и смотрелся довольно не плохо, но цена была реально не подъемной. Попался как-то на глаза один вариант у ещё одного человека, который, как оказалось, хоть в мотоциклах и разбирался на твёрдую «двойку», но, как собака на сене, чахнул над ним и продавать не хотел. На этом всё и закончилось, и остались только мечты. Через год «двоечнику» надоело разбирать-собирать двигатель, и он назвал цену «от очень высокого фонаря», которая меня полностью удовлетворила. Поэтому уже через неделю двигатель этот был у меня в руках. В руках оказался двигатель без колец, штанг, со сломанными клапанами и очень большими «косяками» - большое «ЛЕГО» за большие деньги... Да ещё коробка стояла не родная, а от спортивного гаревого Урала. Но терпение и труд всё перетрут, и вот через пару лет в руках оказалась родная коробка от «литровика».


Зимой 2004-2005 годов неспеша начал прорабатываться проект. За дизайн и технические решения отвечал Олег «EASY», а за воплощение всех тех решений в металл – Володя «МАСТЕР». Внимание акцентировалось только на двигатель и колеса – без этого мотоцикл не поедет, а без остального – легко. Во главу проекта было поставлено условие, чтобы при виде едущего человека создавалось впечатление, что наездник оседлал двигатель, а не привычный глазу обывателя мотоцикл. Из вышесказанного вытекало, что минммализм просто обязан был диктовать условия.



На двигателе выбит серийный номер 001, что означало – он первый и изготовлен где-то 1975 году, т.е. в год моего рождения. Это также внесло свою немалую лепту. Не исключено, что по месяцу он – близнец, как и я. Так что справа он должен быть одним, а слева – совсем иным! Так мы и пришли к тому, что на мотоцикле было решено установить консольное крепление заднего колеса с односторонним маятником.

Внешне двигатель напоминает прямоугольник. Исходя из этого в проекте обязаны присутствовать прямые линии.

МИНИМАЛИЗМ = КВАДРАТ

Но квадрат не ездит – зародился круг. Должен круг плавно переходить в квадрат: переднее колесо округлой формы, заднее – квадратной, рама – плавно переходящий круг в квадрат.

Двигатель представлял собой один большой кусок алюминия - квадратного алюминия, и при полировке он мог превратиться во что-то круглое и зализанное, что сразу нарушило бы весь дизайн. Для того, чтобы придать ещё больше матового оттенка, взяли наждачную бумагу №40 и сделали множество горизонтальных линий на сам агрегат. Для выдержки стиля большая часть деталей должна быть в алюминии, но друг от друга отделена сталью (крашеной сталью) и – НИКАКОГО ХРОМА!


Из того, что было на полках, прорисовалась следующая картина: переднее колесо должно было быть обутым в резину Metzeler размерностью 140/70-18, которую предстояло одеть на алюминиевый сварной из двух ижевских (орионовских) задних колёс обод размером 4.8x18”; на зад замечательно вписалось колесо O.Z.Racing 9x17” от гоночного авто, обутое в резину Bridgestone 245/40-17. Для насыщенности алюминием применили вилку перевернутого типа SHOWA от кроссового мотоцикла и изготовили траверсы из алюминസЊевого сплава. Все алюминиевое отдали на растерзание «наждачке» №40 для обработки в том же стиле, что и двигатель – грубые полосы в одном направлении.

Дело осталось за главным – за рамой. Она должна быть минималистичной, но в свою очередь функциональной, а самое главное – рама соединяет «круг» переднего колеса с «квадратом» заднего. Рама из «просто круглой» или «просто квадратной» трубы не устраивала. Нужна была квадратно-круглая! Но таких не бывает!




Взяли трубу Ø50 из стали марки 30ХГС и прогнали её на прямых вальцах. В итоге, получили «три в одном»: трубу прокатали до нужного радиуса, а внутренняя часть трубы приобрела плоскую форму, а наружная осталась круглой. Эта квадратно-круглая-радиусная труба стала хребтом рамы и заготовкой для маятника.

Заднюю часть рамы изготовили в стиле траверс, а сиденье таким, чтобы его не было видно, когда на него сядут. Для передней части рамы решили взять металлическую пластину, которую вписали в общий вид двигателя, в том чиле с помощью небольшого количества краски, для достижения эффекта, когда этот самый двигатель кажется подвешенным. А чтобы двигатель было проще демонтировать в случае необходимости, её сделали съёмной.

Роль глушителей выполняет нижняя часть рамы, которая обмотана термолентой воедино с патрубками для повышения эффекта подвешенного двигателя.


Маятник сварен из двух кусков той самой «квадратно-круглой-радиусной» трубы и обшит листовым металлом. В заднюю часть маятника вварена металлическая крышка редуктора, выточенная самостоятельно из цельного куска метала. И вот уже к ней прикручивается корпус заднего моста со всеми потрохами. Маятник выполнен двуплечим и крепиться к раме через подшипники и ось. А чтобы особо сильно не трясло на тех направлениях, что у нас дорогами зовутся, был установлен моноамортизатор от кроссового мотоциклരЊ ИЖ-205, ход которого для асфальтового применения был укорочен. Амортизатор, естественно, оснащён полным спектром регулировок, как и передняя подвеска.

Так как места под седлом оказалось, в итоге, не слишком много, то вместо одного 12-вольтового аккумулятора было установлено два по 6 Вольт и ёмкостью в 18 А/ч.

Руль изготовлен из трубы Ø36. Она также прокатана на прямых вальцах для придания нужной формы. В первом варианте на него установили ручку газа, рычаги тормоза и сцепления от ИМЗ М-72.

Время затраченное на постройку проекта от полностью сформировавшейся в голове идеи и небольших чертежей на бумаге до готового мотоцикла – ровно один месяц.

При разработке у проекта не было имени. Имя появилось совершенно случайно перед покраской: при зачистке маятника от лишних швов на боковой его стороне получились пять равномерных полос, напоминающих жабры акулы. Присмотревшись к этой картине, оказалось, что форма маятника напоминает рыбу. Сочетание рыбообразного маятника и выцарапанных «жабр» и дало нужное имя – АКУЛА.

После успешного показа «Акулы» на 8-ом Байк-Слете в г. Ирбите, где она заняла первое место в конкурсе «Крутой передел», было решено показать мотоцикл на 3-ем Московском Кастом Шоу. Но перед официальным показом нужно было внести некоторые изменения в конструкцию и во внешний вид.

Кто внимательно наблюдал за нашей ездой в Ирбите, то мог заметить, что мотоцикл по прямой ехал немного с наклоном – это перевешивал маятник.

Раз получилась акула, то надо добавить что-то от акулы.

В итоге получился следующий фронт работ: залить свинец в левую полость рамы – для противовеса массе маятника, переварить рулевую колонку – для получения лучшей управляемости, придать маятнику вид акулы, а по мотоциклу раскидать мелочевку в нашем стиле и в стиле акулы. Рычаги выполняли в стиле зубов акул, а также с неким намёком на языки пламени. Взвесив весь фронт работ, мы остановились на сроке в месяц. За месяц до поездки в Москву мы это все и перелопатили.

Наградой за наши общие усилия стали два первых призовых места:
- «КРУТОЙ ПЕРЕДЕЛ» (г. Ирбит 2005 г.);
- «Лучший отечественный мотоцикл» ( 3-е Кастом Шоу (г. Москва 2006 г.)).

Проехавшись на этом творении рук человеческих, заряжаешься огромным количеством адреналина от энергии, которую он издает; от восторженных лиц, смотрящих в след; а самое главное – от того, как ТЫ сливаешься с «АКУЛОЙ» и ДОРОГОЙ!

Да, чуть не забыл... Небольшая загадка: ГДЕ У НЕГО БЕНЗОБАК?

Олег «EASY» www.dc1859.ru
фотографии: WONG
прислал: WONG
Источник - http://oppozit.ru

Комментарии:

Комментарии отсутствуют. Исправьте это;)

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.
Harley-Davidson Suzuki Honda
Kawasaki Yamaha BMW
Байк-клуб Choppa.ru
Логин:
Пароль:
запомнить меня   
Байк-Клуб Choppa.ru © 2006 — 2011
Все права на представленные материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта не несет ответсвенности за последствия использовнаия представленной информации.
Rambler's Top100