Главная Мотосалоны и мотосервисы Каталог мотосалонов и мотосервисов Ремзона Каталог мотоциклов Мото-игры Мото-мануалы Форум

Колеса без ступиц


Едут Василий Иванович и Петька на мотоцикле, настроение хорошее! В.И. командует: «Петька, запе-е-вай!» П.: «Ой, нога попала в колесо..!» В.И. (протяжно): «Нога-а-а попала в колесо-о-о-о...» Резюме: беды не случилось бы, если бы мотоцикл был на колесах конст¬рукции Osmos.

2500 ЛЕТ СПУСТЯ
Именно столько прошло с момента изо¬бретения колеса. Менялось в нем мно¬гое - материа¬лы, конструк¬ция обода, спи¬цы, шины. Но никто не замах¬нулся на его ос¬нову - ступицу. Но вот появил¬ся тип по име¬ни Доминик Мотта, автофа¬нат и авангар¬дист с предпри¬нимательской жилкой. Одна¬жды решил он (а было это в
конце 1980-х) вложить нажитое от сво¬его нефтяного бизнеса в какую-нибудь перспективную область технологии. Стал дорабатывать проект необычной модели спортивного автомобиля и пришел к тому, что... еще раз изобрел колесо, но уже «пустое». Так и родилось колесо без сту¬пицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом. Пот¬ребовалось 10 лет с момента его патент¬ного одобрения (полученного 15 января 1990 года во Франции), чтобы проект получил всемирное признание.
KNOW-HOW
Сама-то идея - свести вращающуюся часть колеса до минимума - гениально проста, но осуществить ее достаточно сложно. И дорого! Фактически осмос-ко¬лесо представляет собой гигантских раз¬меров подшипник (диаметром около 300 мм) с тонкими обоймами. На наруж¬ную вращающуюся обойму надета шина, к обойме же закреплен тормозной диск. Неподвижную часть образует внутрен¬няя обойма подшипника, которая связа¬на с элементами подвески.
Один только вид «пустых» колес пре¬вращает любое транспортное средство, будь это велосипед или спортивный бо¬лид, в транспорт будущего. Но что дает осмос-колесо, помимо шока, когда ви¬дишь вызывающую пустоту? Улучшают¬ся тормозные качества - за счет того, что силы торможения приложены практиче¬ски в точке контакта с дорогой. Посколь¬ку рычаг подвески расположен у нижне¬го края колеса, сокращается плечо рыча¬га, а значит, и нагрузка на колесный под¬шипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвес¬ки, повышает комфортность.
Но едва ли не самое ценное достоинст¬во конструкции в том, что она позволяет создать совершенную систему управле¬ния - с изменяемым вылетом вилки. На высоких скоростях вылет больше, что повышает устойчивость аппарата, на не¬больших же он мал и обеспечивает луч¬шую маневренность.
Суть идеи проста, но практическое во¬площение таит множество «подводных» да «надводных» камней. Поэтому каж¬дый из построенных мотоциклов по-сво¬ему оригинален.
Прежде всего, по-разному решаются технические задачи исполнения функций переднего и заднего колес. Как ни стран¬но, с передним проще, хотя оно и «отяго¬щено» механизмом для поворачивания.
Самый простой вариант, если у мото¬цикла телескопическая вилка: достаточ¬но лишь надежно соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Од¬нако «телескоп» слишком банален для футуристических концептов - рычажные подвески дают гораздо больше свободы для полета мысли... И головной боли при проектировании узла. Голова Мотты от¬болела - он уже все разработал и полу¬чил патенты на поворотный узел.
С задним колесом мороки больше - по¬тому что его надо приводить во враще¬ние. С осмос-велосипедом было куда про¬ще: на нем достаточно смонтировать не заметным прижимной ролик к шине, что¬бы передать мизерный (много и не требу¬ется) крутящий момент. У «чумацикла» и мотор должен быть соответствующий, и без мощной цепи или ремня не обой¬тись. И приходится нарезать звездочку зубьев эдак под 250 или ваять шкив раз¬мером с обод и стыдливо прятать это хо¬зяйство под щиточек. При этом еще и за¬нижать передаточное отношение транс¬миссии -делать дополнительный вал или вообще новую коробку передач.
ОСМОС И КОСМОС
Первым на «пустое» колесо «клюнул» не¬истощимый генератор фантастических идей итальянский дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро. Не бу¬дучи изобретателем бесступичного коле¬са, он, тем не менее, первым «засветил» его широкой публике на автосалоне в
Женеве в 1989 году. Здесь студия Сбарро выставила сразу три мотоцикла с шоки¬рующими своим видом колесами без сту¬пиц (их тут же окрестили Magic Wheels -«Волшебные колеса»), проект автомоби¬ля будущего, проект автомобиля недале¬кого будущего Osmos и даже макет боли¬да Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, со¬вместно с Домиником Мотта, компания¬ми SRO-FAG и Pirelli наш предприимчи¬вый Сбарро быстренько основал в Лозан¬не фирму Sbarro Mottas Engineering no производству колес Roue Orbitaie. Изоб¬ретение можно использовать на дорогах, в том числе железных, и даже в космосе!..

Однако заказов предприниматели не дождались. Причина проста: слиш¬ком сложная и дорогостоящая в изгото¬влении конструкция абсолютно неприе¬млема в массовой эксплуатации. Мыча¬ние сомневающихся заглушило бод¬ренькую рекламу.
Потерпев неудачу с колесом, Сбарро су¬мел, тем не менее, извлечь выгоду - осно¬вал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполнен¬ных «по мотивам» колеса Roue Orbitale.
«Хитрый» механизм, использование золота, натурального каучука и высоко¬качественной нержавеющей стали -все это сделало часы невероятно дороги¬ми - от 3500 евро. Но они стали не менее престижными. Их выпускают малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди.
МОТТА НЕ ИЩЕТ ПАРТНЕРОВ
Если Франко Сбарро, «переболев» орби¬тальными колесами, в конце концов за¬был о них напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя великой пустоты. Он не только под¬готовил несколько концеп¬тов транспортных средств, но и исколесил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил из¬вестнейших и авторитет¬нейших мировых произво¬дителей различных транс¬портных средств: грузови¬ков - компанию Volvo, по¬ездов - Alstom, мотоцик¬лов - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей -Ferrari, BMW, Daimler, Nissan, General Motors, Ford, VW, концептов -Pininfarina, Bertone и даже космическую компанию Alcatel... Но все предпочи¬тают «синицу в руке», а не «дырку от бублика». Присуществую¬щей технологии слишком очевидны не¬достатки осмос-колес, и главный из них - высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцик¬ла. Понизить ее можно лишь при усло¬вии массового производства бесступич¬ных колес. Однако этому мешает моно¬польное владение патентами швейцар¬ской компанией Globeholding.
ПАЛКИ В ОБРУЧ
Существуют и чисто конструктивные недостатки. Скажем, линейная скорость в подшипниках и уплотнительных ман¬жетах очень высока, она значительно больше, чем в подшипниках и сальни¬ках малого диаметра, работающих в сту¬пице обычного колеса. Дальше, подшип¬ники и сальники расположены близко к земле, а значит, более доступны для грязи и воды. Следующее: хотя в конст¬рукции нет ступицы и спиц, момент инерции этого колеса может даже воз¬расти по сравнению с обычным из-за то го, что стальная наружная обойма под¬шипника и шарики очень большого диа¬метра. Еще одно слабое, если не слабей¬шее место - высокая чувствительность к деформациям обода-обоймы подшипника. Во всяком случае, ездить на таком устройстве по дорогам России - утопия. Одно дело, заменить обод (или отремон¬тировать его легкими ударами молотка, и совсем другое ремонтировать наружную обойму огромного подшипника. Если с небольшой деформацией обода еще можно как-то ездить, то с деформи¬рованной обоймой подшипника -ни под каким видом!


ХАБЛЕСЫ В КАСТОМАИЗИНГЕ
Идея «пустого» - хаблес-колеса (в касто-майзинге прижился именно этот термин) неожиданно дала всходы на благодатной почве кастомайзинга... Ничего странно¬го: по силе эмоционального воздействия мало что может тягаться с его видом. «По¬леты» Копперфильда, говорите? Бросьте, это детские шалости! Любая бабка объяс¬нит, за какую, пардон, часть тела подве¬шен престидижитатор. А вот с диковин¬ными колесами еще покумекать надо, как сие чудо крутится... То есть магнетизм предмета присутствует. Так что рано или поздно бесступичные колеса, хоть за по¬лы держи, пришли бы в кастомайзинг.
И они пришли. Три года назад зачина¬телем выступил Билли Лейн - шеф из¬вестной флоридской мастерской Choppers Inc. Сегодня он бьет себя пят¬кой в грудь, утверждая, что слыхом неслыхивал про европейские эксперимен¬ты, а про «парня по фамилии Сбарро» ему рассказали уже после шумихи, вы¬званной в 2002 году его байком PsychoBilly Cadillac. Что ж, всяко бывает, может, и впрямь параллельно осенило...
Свой замысел Лейн начал воплощать в металле в 2001 году. И, как он теперь вспоминает, чуть не надорвался в поис¬ках подшипника, который должен был стать основой заднего «пустого» колеса. Уж что за требования предъявлял Билли к этому подшипнику, кто знает, но нашел подходящий только на вертолетном заво¬де. И по «вертолетной» цене - 8000 дол¬ларов. Привод осуществлялся посредст¬вом ремня, и диаметр шкива был все же меньше диаметра внешнего обода, на ко¬тором он был закреплен. Поэтому сквоз¬ная «дыра» довольно скромного «калиб¬ра». PsychoBilly Cadillac вызвал громкий резонанс. Чему способствовало и то, что это был по-настоящему рабочий мото¬цикл - Билли наездил на нем по Америке не одну сотню миль. Продолжил тему еще более радикальный MoneyShot 2003 года, на этот раз - с цепным приводом.
Вирус выпустили из пробирки... Через несколько месяцев Майк Браун, предво¬дитель компании Amen из Теннесси, представил свой Hubless Monster с «хаб-лесами» и спереди, и сзади. Причем ни¬каких видимых следов заднего привода не наблюдалось вообще. Как оказалось, секрет был прост: заднее колесо приво¬дил в движение «обшитый» резиной ва¬лик (или, если хотите, ролик - амери¬канцы называют его drivewheel или motor-roller), непосредственно соприка¬сающийся с шиной. И ежу (даже амери¬канскому) понятно, что конструкция, с точки зрения практичности, сомни¬тельная, зато снимает кучу технологиче¬ских вопросов. Браун утверждает, что Hubless Monster достигает 60 миль в час (100 наших «кэмэче»). В чем Билли Лейн глубоко сомневается и поливает Брауна нехорошими словами. (Лейна и Брауна, как бы это помягче сказать, не связыва¬ют нежные узы дружбы. Когда у Билли спросили, почему он не делает передне¬го «пустого» колеса, тот отрезал: это мо¬жет сделать любой дурак. И вообще, на¬доели ему «хаблесы» - и без того всем из¬вестно, что первым был он. Точка!)
Тот же «фрикционный» принцип (по-немецки этот «секретный ролик» так и называется - Reibrolle, «фрикционный ролик») использовал патриарх европей¬ского кастомайзинга немец Фред Код-лин на своем Shine (2004 г.). Интересно, что, хотя аппарат Майка Брауна и уви¬дел свет раньше, привод роликом Код-лин применил приблизительно одно¬временно с ним (или даже на пару меся¬цев раньше) - на своем байке с милым названием Sodom. Да вот беда - колеса на «Содоме» стояли обычные, то есть со старыми добрыми ступицами. (Ну да ладно. Первый, не первый - не станем же мы вспоминать подвесные велоси¬педные моторчики...)
Судьи первого чемпионата мира по кастомаизингу на удивление прохладно встретили Shine - шестое место. Думает¬ся, Кодлин надеялся на другой результат. Получается, что на одном «пустом» коле¬се (и даже двух) далеко в кастомайзинге не уедешь.
В Европе же Shine успешно «пропиа¬рили», и тема «пустого» колеса стала бу¬доражить других мастеров. Например, на последней Падуе наблюдался прелю¬бопытный байк итальянской конторы Special Project Custom (SPC), опять же с «роликовым» приводом. Из достовер¬ных источников нам также стало извест¬но, что Вольфганг Книттершайдт, автор небезызвестного «Триангуляра» («Мо-то», № 12-2003), тоже ваяет что-то в этом стиле, и тоже с «мотор-роллером» (не путать с мотороллером). Достовер¬ный источник - сам Книттершайдт и есть. Слил инфу, что называется...
Ну и совсем свежий пример ползучего тихопомешательства на хаблесах - фан¬тастический, даже фантасмагорический Phenom канадской компании Zeel Design, победитель мартовского Rat's Hole Show в Дайтоне. Канадцы предъявили общест¬венности свой собственный, довольно остроумный способ крепления «пустых» колес. Назвали способ Planetary System: обод опирается на так называемые «пла¬нетарные» ролики, и колесу теперь нет необходимости быть большим подшип¬ником. Не сказать чтобы такая система была практичнее, зато смотрится эф¬фектно. Чего, собственно, и добивались.
Всплеск интереса к осмос-колесам щедро подпитывают масс-медиа. А теле¬канал Discovery сделал больше для попу¬ляризации «хаблесов», чем десятки ста¬тей в серьезных журналах. Так что буду¬щее - за пустотой!

Комментарии:

Комментарии отсутствуют. Исправьте это;)

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.
Harley-Davidson Suzuki Honda
Kawasaki Yamaha BMW
Байк-клуб Choppa.ru
Логин:
Пароль:
запомнить меня   
Байк-Клуб Choppa.ru © 2006 — 2011
Все права на представленные материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта не несет ответсвенности за последствия использовнаия представленной информации.
Rambler's Top100